Особым видом обращений являются обращения граждан в судебные органы. Статьей 18 Конституции РФ гарантируется обеспечение прав и свобод человека и гражданина правосудием, а в ст. 46 провозглашается право каждого человека на судебную защиту его прав и свобод. Гласное и публичное, независимое и беспристрастное судебное разбирательство, облаченное в детально урегулированную законом процессуальную форму, является наиболее эффективным способом разрешения споров. Поэтому одной из тенденций современного законодательства и правоприменительной практики стало расширение сферы судебной деятельности, в том числе судебного контроля за законностью решений и действий должностных лиц, органов государственной власти и местного самоуправления. Судебная статистика последних лет свидетельствует о процессе непрерывного роста количества обращений граждан в суд за защитой своих прав и свобод. С одной стороны, это отражает социальную активность граждан, с другой - негативные явления, недостатки в работе органов власти, несовершенство законодательства. Особое значение для расширения сферы судебной защиты прав и свобод граждан имеет практика Конституционного Суда РФ <1>. Так, например, в своих первых решениях Конституционный Суд признал неконституционным выселение граждан из самоуправно занятых жилых помещений в административном порядке исключительно с санкции прокурора без возможности обжалования его действия в суд <2>. Неконституционной также была признана практика ограничения возможности обращения граждан в суд с обжалованием постановлений о прекращении уголовного дела <3>, с жалобами на действия и решения органа дознания, следователя или прокурора, связанные с производством обыска, наложением ареста на имущество, приостановлением производства по уголовному делу и продлением срока предварительного расследования <4>. В Постановлении от 16 июля 2008 г. Конституционный Суд РФ указал, что принудительное изъятие имущества, влекущее прекращение права собственности на это имущество, невозможно без предварительного судебного контроля и принятия соответствующего судебного акта <5>.
<1> См., напр.: Постановление Конституционного Суда РФ от 16 марта 1998 г. N 9-П по делу о проверке конституционности ст. 44 УПК РСФСР и ст. 123 ГПК РСФСР в связи с жалобами ряда граждан // СЗ РФ. 1998. N 12. Ст. 1459; Постановление Конституционного Суда РФ от 3 февраля 1998 г. N 5-П по делу о проверке конституционности ст. ст. 180, 181, п. 3 ч. 1 ст. 187 и ст. 192 АПК РФ // СЗ РФ. 1998. N 6. Ст. 784. <2> См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 5 февраля 1993 г. N 2-П по делу о проверке конституционности правоприменительной практики, связанной с судебным порядком рассмотрения споров о предоставлении жилых помещений; о проверке конституционности административного порядка выселения граждан из самоуправно занятых жилых помещений с санкции прокурора; о проверке конституционности отказа в возбуждении уголовного дела // Конституционный Суд Российской Федерации: постановления, определения. 1992 - 1996. М., 2001. С. 271. <3> См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 13 ноября 1995 г. N 13-П по делу о проверке конституционности ч. 5 ст. 209 УПК РСФСР в связи с жалобами граждан Р.Н. Самигуллиной и А.А. Апанасенко // СЗ РФ. 1995. N 47. Ст. 4551. <4> См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 23 марта 1999 г. N 5-П по делу о проверке конституционности положений ст. 133, ч. 1 ст. 218 и ст. 220 УПК РСФСР в связи с жалобами граждан В.К. Борисова, Б.А. Кехмана, В.И. Монастырецкого, Д.И. Фуфлыгина и ООО "Моноком" // СЗ РФ. 1999. N 14. Ст. 1749. <5> См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 16 июля 2008 г. N 9-П по делу о проверке конституционности положений ст. 82 УПК РФ в связи с жалобой гражданина В.В. Костылева // СЗ РФ. 2008. N 30. Ч. II. Ст. 3695.
Право на обращение в суд за судебной защитой - это установленная законом возможность всякого заинтересованного лица обратиться в суд для возбуждения судопроизводства в целях защиты нарушенного или оспоренного права или охраняемого законом интереса. При этом право на судебную защиту - это не только право на обращение в суд, но и возможность получения судебной защиты, включая исполнение судебного решения. Праву граждан на обращение в соответствующий суд корреспондирует обязанность последнего рассмотреть эту жалобу и принять по ней законное, справедливое и обоснованное решение. Обращение граждан в суд представляет собой:
- реализацию субъективного права на восстановление нарушенного права особым органом - судом;
- конституционную гарантию реализации всех основных прав и свобод человека и гражданина;
- особый правовой институт, включающий в себя нормы, как связанные с функционированием судов и осуществлением правосудия, так и регулирующие основные права и свободы личности, а также нормы, определяющие ответственность органов власти и должностных лиц.
Обращение граждан в суд гарантируется также общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, которые в силу ч. 4 ст. 15 Конституции РФ являются составной частью правовой системы России. Возможность обращения каждого человека в национальный суд для восстановления его нарушенных прав предусмотрена международными договорами: Международным пактом о гражданских и политических правах 1966 г., Конвенцией о защите прав человека и основных свобод 1950 г. Всеобщая декларация прав человека 1948 г. провозглашает право на эффективную судебную защиту, осуществляемую компетентным, созданным на основе закона судом, право на равное правосудие, осуществляемое беспристрастным и транспарентным судом. В целях повышения эффективности рассмотрения судом обращений граждан международным сообществом в 1985 г. приняты Основные принципы, касающиеся независимости судебных органов, а в 1989 г. - Процедуры эффективного осуществления Основных принципов независимости судебных органов. Конституция РФ гарантирует право граждан на обращение не только в российские суды, но и в межгосударственные (наднациональные) органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты (ч. 3 ст. 46). Одним из таких органов является Европейский суд по правам человека, в который могут обращаться все лица, находящиеся на территории России, если они считают, что нарушены их права, предусмотренные Конвенцией о защите прав человека и основных свобод, ратифицированной Российской Федерацией 5 мая 1998 г. Конвенция закрепляет основополагающие принципы правосудия, не только защищающие основные права и свободы непосредственно заявителя, но и воздействующие на законодательство и судебную практику всех государств - участников Конвенции. Государства, в том числе и Российская Федерация, добровольно принимают решения Европейского суда в качестве прецедентов и, не дожидаясь обращения своих граждан в этот международный орган, предпринимают меры, рекомендованные Европейским судом другому государству в аналогичной ситуации. В Постановлении Пленума Верховного суда РФ от 10 октября 2003 г. N 5 "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации" <1> разъясняется, что суды должны применять Конвенцию с учетом практики Европейского суда по правам человека.
<1> Российская газета. 2003. 2 дек.
Защита прав человека и гражданина осуществляется в различных видах судопроизводства: конституционном, гражданском, административном и уголовном. Процессуальные права, связанные с реализацией права на обращение в суд за защитой прав и свобод, определяются Законом РФ от 27 апреля 1993 г. N 4866-1 "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" <1>, а также Федеральным конституционным законом от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" <2> (далее - Закон о Конституционном Суде), Гражданским процессуальным, Арбитражным процессуальным, Уголовно-процессуальным кодексами РФ, Кодексом РФ об административных правонарушениях.
<1> Ведомости РФ. 1993. N 19. Ст. 685. <2> СЗ РФ. 1994. N 13. Ст. 1447.
В суд можно обжаловать решения, действия или бездействие органов власти, государственных и муниципальных служащих. Определение указанных объектов обжалования, а также уточнение некоторых процедурных вопросов, связанных с определением вида судопроизводства, подсудности дел, подготовкой дел к рассмотрению, оформлением итоговых решений суда, содержится в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 г. N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" <1>.
<1> Российская газета. 2009. 18 февр.
К решениям относятся как нормативные правовые акты, так и правоприменительные акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных, муниципальных служащих и приравненных к ним лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций. К действиям органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, которые могут быть обжалованы в суд, относится властное волеизъявление названных органов и лиц, которое не облечено в форму решения, но повлекло нарушение прав и свобод граждан и организаций или создало препятствия к их осуществлению. К действиям, в частности, относятся выраженные в устной форме требования должностных лиц органов, осуществляющих государственный надзор и контроль, а также деяния, совершаемые без надлежащего юридического оформления (задержание граждан, прослушивание телефонов, выселение из жилого помещения и т.п.). Граждане вправе обжаловать как действия, так и послужившую основанием для совершения действий (принятия решения) информацию либо то и другое одновременно. При этом граждане освобождаются от обязанности доказывать незаконность обжалуемых действий, но должны доказать факт нарушения своих прав и свобод. Процессуальная обязанность документально доказать законность обжалуемых действий возлагается на властные органы и лица, действия которых обжалуются. Бездействие органов публичной власти и их должностных лиц выражается в их пассивном поведении, невыполнении возложенных на них обязанностей вопреки требованиям нормативного правового акта (закона, должностной инструкции, положения, регламента и проч.) или законно вынесенным правоприменительным актам (невыдача документа, заработной платы, пособия и т.п.). К бездействию относится и нерассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом. Основаниями для обжалования указанных решений, действий или бездействия могут быть: 1) непосредственное нарушение прав или свобод; 2) создание препятствий для осуществления прав и свобод; 3) незаконное возложение обязанности; 4) незаконное установление запрета; 5) незаконное привлечение к юридической ответственности. Правила производства по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих установлены гл. 25 ГПК РФ. Перед судом стоит задача проверить правомерность решений и действий органов власти и должностных лиц. При этом справедливый судебный процесс должен быть основан на конституционном принципе состязательности и равноправия сторон. Однако в отличие от властных структур, представляющих "сильную сторону", граждане-заявители нуждаются в особой государственной защите, которая находит отражение в процессуальных нормах, закрепляющих специфику рассмотрения дел в суде. К таким особенностям можно отнести максимально быстрое рассмотрение жалоб, освобождение заявителя от уплаты государственной пошлины при подаче жалобы, невозможность заключения мирового соглашения, повышенную требовательность к должностным лицам, не выполняющим решение суда, вплоть до отстранения их от должности. Право граждан на обращение в суд за защитой своих прав и свобод постоянно находятся в центре внимания Конституционного Суда РФ. Решения Конституционного Суда РФ, принятые по итогам проверки конституционности норм уголовно-процессуального, гражданского процессуального, арбитражного процессуального законодательства, направлены на реальное обеспечение гарантий эффективного правосудия. В ряде решений Конституционного Суда РФ определено особое место права на судебную защиту в системе конституционных прав и свобод человека и гражданина, "служащего необходимой гарантией осуществления всех других прав и свобод" <1>, отмечено, что судебная защита обеспечивает охрану прав и законных интересов не только от произвола законодательной и исполнительной властей, но и от ошибочных решений самого суда, так как незаконный и необоснованный судебный акт означает отказ в судебной защите <2>.
<1> См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 17 ноября 2005 г. N 11-П по делу о проверке конституционности ч. 3 ст. 292 АПК РФ в связи с жалобами государственного учреждения культуры "Дом культуры им. Октябрьской революции"; ОАО "Центронефтехимремстрой", гражданина А.А. Лысогора и администрации Тульской области // СЗ РФ. 2005. N 48. Ст. 5123; Постановление Конституционного Суда РФ от 16 июля 2004 г. N 15-П по делу о проверке конституционности ч. 5 ст. 59 АПК РФ в связи с запросами Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан, губернатора Ярославской области, Арбитражного суда Красноярского края, жалобами ряда организаций и граждан // СЗ РФ. 2004. N 31. Ст. 3282; Постановление Конституционного Суда РФ от 14 февраля 2002 г. N 4-П по делу о проверке конституционности ст. 140 ГПК РСФСР в связи с жалобой гражданки Л.Б. Фишер // СЗ РФ. 2002. N 8. Ст. 894; и др. <2> См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 28 мая 1999 г. N 9-П по делу о проверке конституционности ч. 2 ст. 266 и п. 3 ч. 1 ст. 267 КоАП РСФСР в связи с жалобами граждан Е.А. Арбузовой, О.Б. Колегова, А.Д. Кутырева, Р.Т. Насибулина и В.И. Ткачука // СЗ РФ. 1999. N 23. Ст. 2890. Право на обращение в суд является абсолютным, т.е. неотчуждаемым и не подлежащим ограничению ни при каких обстоятельствах.
|