Гражданский процесс
Поиск по сайту
Особенности рассмотрения жилищных дел
Адвокатская деятельность
 
 

 

Навигация: Главная Конституционная жалоба: понятие, структура, содержание Структура и содержание конституционной жалобы



Структура и содержание конституционной жалобы

Конституционная жалоба должна иметь определенную структуру - строение, совокупность частей, придающую ей качества определенности и целостности, а также определенное содержание - сочетание существенных признаков, качественно характеризующих конституционную жалобу.
В соответствии со ст. 37 Закона о Конституционном Суде конституционная жалоба должна быть направлена в Конституционный Суд РФ в письменной форме за подписью управомоченного лица (управомоченных лиц).
Указанный Закон не устанавливает правил составления жалобы как юридического документа. Однако заявитель должен их знать и применять, чтобы увеличить шансы на рассмотрение его дела Судом. Выполнение этих правил позволит создать ясный и доступный для понимания, логически сбалансированный документ.
Жалоба должна быть написана разборчиво от руки или выполнена машинописным способом на бумаге формата А4 удобно читаемым шрифтом (размер шрифта 14 или 12).
Объем текста Законом о Конституционном Суде не определяется, однако пространные многостраничные рассуждения, как правило, затрудняют восприятие существа дела, создают дополнительную работу для Секретариата и судей. Поэтому нужно избегать ненужных повторов, бездоказательных утверждений, чрезмерной детализации, подменяющей конкретность, словесного "хлама", не несущего смысловой нагрузки, а лишь увеличивающего объем и свидетельствующего о нечетком представлении заявителя о предмете его жалобы.
Необходимо соблюдать логические правила: применение в одном и том же смысле одинаковых понятий; согласованность частей жалобы; недопустимость противоречий между частями жалобы; связность и последовательность мысли при построении жалобы; убедительность аргументов.
При оформлении обращения следует учитывать языковые требования, предъявляемые к юридическим документам. Текст жалобы должен быть изложен простым, ясным языком, точно и связно, с соблюдением официально-делового стиля литературного языка и юридической терминологии. Конструкция фраз в тексте должна восприниматься легко, поэтому предпочтительнее короткие предложения, без неоправданного употребления причастных и деепричастных оборотов, сложноподчиненных предложений.
Исходя из того что конституционные нормы имеют высшую юридическую силу, заявитель должен использовать терминологию, которая употребляется в Конституции, с учетом интерпретационной практики Конституционного Суда. В тексте жалобы следует избегать употребления: просторечий и экспрессивных форм разговорной речи; иноязычных заимствований при наличии равнозначных слов в русском языке; двусмысленности; обобщенных рассуждений, восклицаний, призывов; аббревиатур, кроме общеизвестных. Желание заявителя показать значимость своей проблемы нередко приводит к тому, что вместо убедительных доводов, доказывающих неконституционность законоположений, он демагогично и высокопарно подает материал в односторонне выгодном свете. Декларативность и пафосность текста отвлекают внимание адресата и снижают эффективность жалобы как юридического документа <1>.

<1> См.: Кашанина Т.В. Юридическая техника: Учебник. М., 2007. С. 100 - 127.

Важное значение имеет и культура оформления жалобы. Безусловно, жалоба не должна содержать оскорбительных, унижающих человеческое достоинство слов и выражений, эмоционально резких фраз, жаргонизмов, сленговых и других некорректных выражений. В тексте жалобы нужно соблюдать грамматические правила, поскольку они свидетельствуют о культуре заявителя. Ошибки, опечатки, пропуск слов, неверно поставленные или пропущенные запятые, как правило, меняют смысл предложения в юридическом тексте, снижают его коммуникативность, отрицательно влияют на качество восприятия содержащейся в жалобе информации.
В конституционной жалобе должен содержаться ряд обязательных сведений. Их перечень является исчерпывающим, и выдвигать иные, не предусмотренные Законом о Конституционном
Суде, требования к обращению Конституционный Суд не вправе. Отсутствие какого-либо из сведений является основанием для отказа в принятии жалобы к рассмотрению. И это обстоятельство не может рассматриваться как затрудняющее реализацию конституционного права на судебную защиту.
В Определении от 17 февраля 2000 г. N 125-О Конституционный Суд обратил внимание на то, что судебная защита нарушенного или оспариваемого права или охраняемого законом интереса осуществляется в порядке, установленном законом, с соблюдением в том числе требований, предъявляемых к оформлению соответствующего обращения в судебные органы, включая Конституционный Суд.
Такого рода требования применительно к обращениям, направляемым в Конституционный Суд, закреплены в ст. 37 и ч. 2 ст. 96 Закона о Конституционном Суде и вытекают из содержания ч. 4 ст. 125 Конституции РФ, определяющей процессуальные условия судебной защиты конституционных прав и свобод граждан посредством конституционного судопроизводства. Вопреки утверждениям заявителя они не направлены на ограничение права граждан на обращение за судебной защитой в Конституционный Суд, а лишь устанавливают в соответствии со ст. ст. 125 и 128 Конституции процедуру реализации этого права <1>.
<1> Определение Конституционного Суда РФ от 17 февраля 2000 г. N 125-О об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Пчелкиной Людмилы Николаевны на нарушение ее конституционных прав рядом статей Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации". Документ официально не опубликован.
К обязательным сведениям относятся следующие требования, установленные в ст. 37 Закона о Конституционном Суде.

  1. Обозначение Конституционного Суда РФ в качестве органа, в который направляется обращение. Заявитель должен указать в качестве адресата своего обращения именно Конституционный Суд РФ, а не Председателя Конституционного Суда, судью или Секретариат Конституционного Суда, отдельных его работников. Обычно указывается и адрес места нахождения Конституционного Суда РФ: 190000, г. Санкт-Петербург, Сенатская пл., д. 1.
  2. Наименование заявителя, адрес и иные данные о заявителе. В жалобе гражданина указываются полностью его фамилия, имя и отчество, а также гражданство. В жалобе организации - организационно-правовая форма и полное наименование юридического лица (например, ОАО "Мостстрой").

В качестве адреса места жительства гражданина следует указывать место его постоянной регистрации. Если оно не совпадает с местом фактического проживания, то следует указать и последнее, чтобы сотрудники Конституционного Суда имели возможность в случае необходимости связаться с заявителем. В качестве адреса организации приводится место ее нахождения, указанное в учредительных документах организации, совпадающее с местом нахождения ее органов, если в соответствии с законом в учредительных документах организации не установлено иное (ст. 54 ГК РФ).
Под иными данными о заявителе следует понимать те данные, которые направлены на обеспечение лучшего понимания сущности обращения. Например, в некоторых случаях заявители могут указать свой социальный статус, профессию, должность или возраст, если с этим связано существо жалобы (обжалование пенсионером неконституционности пенсионного закона, военнослужащим - законодательства о военной службе, студентом - закона о высшем и послевузовском профессиональном образовании и т.п.). Вместе с тем эти сведения не являются обязательными, как и паспортные данные гражданина, ИНН или данные свидетельства о государственной регистрации юридического лица (серия, номер, дата выдачи).
Желательно для облегчения взаимодействия между Конституционным Судом и заявителем указать номера телефонов, адрес электронной почты гражданина или организации.

Необходимые данные о представителе заявителя и его полномочия, за исключением случаев, когда представительство осуществляется по должности. В силу того что составление жалобы и участие в конституционном судебном процессе весьма сложно, гражданин может воспользоваться услугами представителя, что не исключает права заявителя лично участвовать в рассмотрении жалобы на заседании Конституционного Суда. Представительство оформляется доверенностью, в которой указываются данные о представителе заявителя и его полномочия в соответствии со ст. 53 Закона о Конституционном Суде. В жалобе следует указать фамилию, имя, отчество представителя заявителя, его адрес, а также его ученую степень кандидата или доктора юридических наук или (и) статус адвоката. С учетом того что заявитель может иметь до трех представителей, данные каждого из них должны быть указаны в жалобе. Более подробно вопрос о статусе представителя заявителя рассматривается в гл. 4 настоящего пособия.

Наименование и адрес государственного органа, издавшего акт, который подлежит проверке. Закон требует абсолютной корреляции между видом обжалуемого нормативного акта и органом, его издавшим.

Государственным органом, издавшим федеральный закон, конституционность которого оспаривается гражданами и их объединениями, следует считать не только принявшую закон Государственную Думу, но и одобривший его Совет Федерации, а также Президента РФ, официально подписавшего и опубликовавшего закон. Именно такое понимание принятого и обнародованного федерального закона вытекает из ст. ст. 15, 84, 105, 107, 108 Конституции РФ. Следует писать официальные наименования данных органов, т.е. те, которые даны в Конституции: Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Президент Российской Федерации. Все слова в названиях указанных органов власти пишутся с прописной буквы.
В жалобе после наименования оспариваемого федерального закона следует указать дату его принятия Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации (полное официальное наименование) и адрес ее места нахождения (103265, г. Москва, ул. Охотный ряд, д. 1). Затем следует указать дату одобрения федерального закона Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (полное официальное наименование) и адрес его места нахождения (103426, г. Москва, ул. Б. Дмитровка, д. 26). Необходимо также указать дату подписания федерального закона Президентом Российской Федерации и адрес его места нахождения (103073, г. Москва, Кремль).
В Конституционный Суд может быть подана жалоба о неконституционности не только федерального закона, но и закона субъекта РФ. В этом случае необходимо указать наименование и адрес законодательного органа субъекта РФ (Законодательная Дума Хабаровского края, Государственный Совет Республики Татарстан, Законодательное Собрание Санкт-Петербурга и т.д.), а также высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ), подписавшего и обнародовавшего закон (например, президента Республики Адыгея, главы Республики Карелия, председателя правительства Республики Тыва, губернатора Забайкальского края, главы администрации Краснодарского края, мэра г. Москвы).

Нормы Конституции РФ и Закона о Конституционном Суде, дающие право на обращение в Конституционный Суд РФ. Нормы, дающие гражданину право на обращение в Конституционный Суд РФ, содержатся в ч. 4 ст. 125 Конституции РФ, а также в Законе о Конституционном Суде - в ст. 96, п. 3 ч. 1 ст. 3, ст. ст. 36 - 39. Заявитель должен точно указать данные нормы.

Точное название, номер, дата принятия, источник опубликования и иные данные о подлежащем проверке акте. Для любого нормативного акта в целях его идентификации устанавливаются обязательные реквизиты:

  • название вида нормативного правового акта (например, "Федеральный конституционный закон", "Закон Республики Татарстан");
  • дата принятия акта. Согласно ст. 2 Федерального закона "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" датой принятия федерального закона считается день принятия его Государственной Думой в окончательной редакции, а датой принятия федерального конституционного закона считается день, когда он одобрен палатами Федерального Собрания в порядке, установленном Конституцией РФ. Выше указывалось, что "создателями" федеральных законов являются три органа: Государственная Дума, Совет Федерации и Президент РФ. Поэтому на титульном листе федерального закона написаны дата принятия его Государственной Думой, дата одобрения Советом Федерации и дата подписания Президентом. Эти же даты должен указать заявитель в своей жалобе.

В субъектах Федерации действуют свои законодательные акты о порядке опубликования и вступления в силу законов данных субъектов РФ (Закон Республики Башкортостан "О порядке опубликования и вступления в силу законов Республики Башкортостан, актов Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан", Закон Ставропольского края "О порядке опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов, принятых органами государственной власти Ставропольского края");

  • номер акта - официальный регистрационный номер (номера федеральных законов: N 131-ФЗ, N 1-ФКЗ; номера законов субъектов РФ: N 10-З, N 134-ЗС, N 857-ЗРК);
  • название (полное, без сокращений, официальное наименование, заголовок) акта ("О воинской обязанности и военной службе", "О государственной гражданской службе Псковской области");
  • источник опубликования акта - установленный соответствующим законом (федеральным или субъекта РФ) источник (газета, журнал), в котором воспроизводится для всеобщего сведения официальный текст акта. Только официально опубликованный текст закона считается аутентичным, т.е. именно тем, который принят законодателем и подписан главой государства или субъекта Федерации. Это вытекает из положений ч. 3 ст. 15 Конституции РФ. На территории России применяются только те законы, которые официально опубликованы.

Официальными источниками опубликования федеральных законов являются "Парламентская газета", "Российская газета" и "Собрание законодательства Российской Федерации".
Законы субъектов РФ публикуются в официальных источниках в соответствии с их законодательством. Например, законы Санкт-Петербурга в соответствии с Законом Санкт-Петербурга "О порядке вступления в силу законов Санкт-Петербурга" официально публикуются в газете "Санкт-Петербургские ведомости" и журнале "Информационный бюллетень администрации Санкт-Петербурга";

  • иные данные об акте, подлежащем проверке, могут содержать, очевидно, данные о порядке принятия, введения в действие закона.

Заявитель должен указать конкретные положения обжалуемого закона (пункт, часть одной или нескольких статей).
Следует обратить внимание, что законодатель не всегда последователен в обозначении однородных единиц структурной организации текста.
Так, вторичные структурные единицы статьи в одних законах именуются пунктами (Гражданский кодекс РФ, Семейный кодекс РФ), а в других - частями, которые, в свою очередь, подразделяются на пункты, а они - на подпункты (Кодекс РФ об административных правонарушениях, Лесной кодекс РФ). При написании жалобы нужно учитывать этот аспект и правильно указывать наименования обжалуемых структурных единиц закона.

Конкретные, указанные в Законе о Конституционном Суде основания к рассмотрению обращения Конституционным Судом РФ. Основанием к рассмотрению дела является обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции РФ закон, примененный или подлежащий применению в конкретном деле гражданина, чьи конституционные права и свободы им нарушены. В предыдущем параграфе вопрос о неопределенности соответствия закона Конституции рассматривался. Заявитель подвергает сомнению конституционность тех или иных положений закона, а Конституционный Суд, разрешая дело, констатирует наличие или отсутствие неопределенности. Вместе с тем, даже если гражданин не просто сомневается, а глубоко убежден в неконституционности закона, одной ссылки в жалобе на этот факт недостаточно, необходимо обоснование требований о признании оспариваемого акта неконституционным. Заявитель должен указать, в чем конкретно выразилась неопределенность и как это повлияло на нарушение его конституционных прав и свобод.

Заявителю необходимо четко описать обстоятельства, свидетельствующие о применении обжалуемых норм в его деле. К таким обстоятельствам относятся обстоятельства как фактического, так и правового характера, из которых следует вывод об обоснованности требований заявителя.

Позиция заявителя по поставленному им вопросу и ее правовое обоснование со ссылкой на соответствующие нормы Конституции РФ. Описание позиции заявителя по вопросу о признании не соответствующими Конституции РФ отдельных положений закона представляет собой основную, наиболее сложную часть конституционной жалобы, поскольку требует хороших знаний в области конституционного права, судебной практики, включающей правовые позиции Конституционного Суда, и умения изложить необходимый материал доступно, логично, убедительно. Заявителю необходимо описать и аргументировать предполагаемые нарушения положений Конституции обжалуемым законом, обязательно указать одну или несколько статей Конституции, которым противоречат, по мнению заявителя, положения оспариваемого им закона. Об этом пойдет речь в следующем параграфе.

Требование, обращенное в связи с жалобой к Конституционному Суду РФ. Завершается позиция заявителя и ее правовое обоснование просьбой к Конституционному Суду признать обжалуемые законоположения (пункт, часть, статью закона) не соответствующими конкретным статьям Конституции РФ.

Перечень прилагаемых к обращению документов. К жалобе заявитель должен приложить ряд документов:

  1. копии жалобы (для заявителей-граждан - два экземпляра, для заявителей-организаций - 29 экземпляров);
  2. текст обжалуемых норм закона, применением или последующим применением которых были нарушены конституционные права и свободы заявителя (для заявителей-граждан - три экземпляра, для заявителей-организаций - 30 экземпляров);
  3. копии официальных документов, подтверждающих применение обжалуемых норм в конкретном деле заявителя (для заявителей-граждан - три экземпляра, для заявителей-организаций - 30 экземпляров);
  4. документ, подтверждающий полномочия представителя;
  5. копии учредительных документов организации-заявителя;
  6. документ об уплате государственной пошлины;
  7. ходатайство об освобождении от уплаты государственной пошлины (для заявителя-гражданина с учетом его материального положения);
  8. перевод на русский язык всех документов и иных материалов, изложенных на другом языке.

В качестве приложения необязательно представлять полный текст закона, достаточно
извлечения из текста обжалуемых положений (пунктов, абзацев, частей, статей). Вместе с тем прилагаемый текст акта (его положений) должен быть идентичен опубликованному в официальных изданиях.
К жалобе могут быть приложены списки свидетелей и экспертов, которых заявитель предлагает вызвать в заседание Конституционного Суда, а также другие документы и материалы, например статистические данные, стенограммы заседаний Государственной Думы или Совета Федерации, материалы судебной практики и проч.
В качестве официальных документов, подтверждающих применение либо возможность применения обжалуемого закона при разрешении конкретного дела, прилагаются официальные процессуальные документы (решения судов и иных правоприменительных органов, постановления привлечении в качестве обвиняемого и т.п.), поскольку они свидетельствуют о применении к заявителю положений соответствующего закона. Часть 2 ст. 96 Закона о Конституционном Суде возлагает на должностных лиц или органы, рассматривающие дело заявителя, обязанность выдать ему копии такого документа. В случае если гражданину отказано в получении копии документа, он вправе ходатайствовать перед Конституционным Судом о запросе необходимого документа, а также о вызове соответствующего должностного лица или представителя органа в Конституционный Суд в качестве свидетеля. Конституционный Суд может затребовать документ и по собственной инициативе.

Так, Конституционный Суд запрашивал копии пенсионных дел граждан, отбывающих наказание в исправительно-трудовых учреждениях, обжаловавших неконституционность приостановления выплаты назначенной пенсии за время лишения пенсионера свободы по приговору суда <1>. В ходе подготовки дела к слушанию, принимая во внимание существенные затруднения заявителей по запросу своих пенсионных дел, судья-докладчик сам делал неоднократные запросы в органы социального обеспечения, предпринял меры для розыска затерявшегося пенсионного дела гражданина Г.Г. Ардерихина <2>.

<1> Постановление Конституционного Суда РФ от 16 октября 1995 г. N 11-П по делу о проверке конституционности ст. 124 Закона РСФСР от 20 ноября 1990 г. "О государственных пенсиях в РСФСР" в связи с жалобами граждан Г.Г. Ардерихина, Н.Г. Попкова, Г.А. Бобырева, Н.В. Коцюбки // СЗ РФ. 1995. N 43. Ст. 4110.
<2> См.: Мазуров А.В. Комментарий к Федеральному конституционному закону "О Конституционном Суде Российской Федерации". М., 2006. С. 320.

В Определении от 27 мая 2004 г. Конституционный Суд отметил: "При условии соблюдения заявителем иных требований, установленных Законом, недостающие данные и документы могут быть истребованы самим Конституционным Судом РФ или его Секретариатом" <1>.

<1> Определение Конституционного Суда РФ от 27 мая 2004 г. N 179-О об отказе в принятии жалобы гражданина Сметанина И.В. на нарушение его конституционных прав ст. ст. 37, 38 и 96 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации". Документ официально не опубликован.

После обращения в Конституционный Суд заявитель может направить дополнительные материалы с просьбой приобщить их к материалам дела и объяснением причины, по которой не мог направить эти материалы ранее.
При обращении граждан в Конституционный Суд до подачи жалобы уплачивается государственная пошлина в размере: для граждан - 300 рублей, для организаций - 4500 рублей (ч.1 ст. 333.23 НК РФ).

Государственная пошлина перечисляется по следующим реквизитам.
Получатель: УФК по г. Санкт-Петербургу (Межрайонная ИФНС России N 7 по Санкт-Петербургу), ИНН: 7838000019, БИК: 044030001, КПП: 783801001, КБК: 182 108020 1001 1000 110, ОКАТО: 4026253000, р/с: 40101810200000010001, ГРКЦ ГУ Банка России по г. Санкт-Петербургу, наименование платежа: государственная пошлина по делам, рассматриваемым Конституционным Судом РФ.
Факт уплаты государственной пошлины плательщиком в безналичном порядке подтверждается платежным поручением с отметкой банка о его исполнении. Факт уплаты государственной пошлины плательщиком в наличной форме подтверждается либо квитанцией установленной формы, выдаваемой плательщику банком, либо квитанцией, выдаваемой плательщику должностным лицом или кассой органа, в который производилась оплата, по форме, установленной Министерством финансов РФ.
Документ об уплате государственной пошлины прилагается к жалобе в подлиннике.
Согласно ч. 3 ст. 333.23 НК РФ Конституционный Суд, исходя из имущественного положения плательщика, вправе уменьшить размер государственной пошлины, подлежащей уплате по делу, либо отсрочить (рассрочить) ее уплату в порядке, предусмотренном ст. 333.41.
Отдельные категории заявителей полностью освобождаются от уплаты государственной пошлины: Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации и полные кавалеры ордена Славы; участники и инвалиды Великой Отечественной войны.
Согласно § 68 Регламента Конституционного Суда РФ помимо случаев, специально предусмотренных законодательством, вопрос об освобождении гражданина от уплаты государственной пошлины или уменьшении ее размера решается Конституционным Судом по заявлению гражданина, которое может быть рассмотрено на любой стадии конституционного судопроизводства. Об освобождении гражданина от уплаты государственной пошлины, уменьшении ее размера или об отказе ему в этом Конституционный Суд выносит мотивированное определение, излагаемое в виде отдельного документа.
Государственная пошлина возвращается, если жалоба не была принята к рассмотрению по любому основанию, предусмотренному Законом о Конституционном Суде. Сумма пошлины возвращается на лицевой счет заявителя в отделении Сбербанка. Однако в случае отзыва обращения, принятого к рассмотрению, возврат государственной пошлины не предусмотрен.
Конституционную жалобу подписывает лично уполномоченное лицо - заявитель (не представитель заявителя). Если жалоба коллективная от группы граждан, то подписать ее должны все граждане: заявители, в отношении которых применен неконституционный закон.
В Постановлении от 24 января 1997 г. N 1-П Конституционный Суд установил, что коллективная жалоба группы граждан, проживающих в г. Ижевске, связана с применением рассматриваемого Закона по конкретному делу не всех обратившихся в Конституционный Суд граждан, а лишь гражданки С.Б. Крюковой, обратившейся в суд общей юрисдикции в связи с нарушением ее прав обжалуемым Законом. Таким образом, в производстве по данному делу Конституционный Суд рассматривал фактически не коллективную, а индивидуальную жалобу гражданки С.Б. Крюковой <1>.

<1> Постановление Конституционного Суда РФ от 24 января 1997 г. N 1-П по делу о проверке конституционности Закона Удмуртской Республики от 17 апреля 1996 г. "О системе органов государственной власти в Удмуртской Республике" // СЗ РФ. 1997. N 5. Ст. 708.

 
Обращение граждан в Конституционный Суд РФ
Полезная информация
Купить жилье в новостройке и не остаться с носом
Путь в «обманутые дольщики» открыт для всех - в том числе для людей известных и состоятельных Певец Леонид Агутин недавно
История из зала суда: отец, сын, внук и «прописка»
Надеемся, что реальные «квартирные» истории помогут кому-то принять более мудрое решение в сложной ситуации Предки семьи
Пленум Высшего Арбитражного суда разъяснил, как правильно
Короче, плакали ваши денежки, товарищи соинвесторы Высший Арбитражный Суд России озаботился неоднозначным правовым 
Последние материалы
Популярные статьи
© 2011 - 2018 Obhis.ru

Сейчас 65 гостей онлайн